Твой проект —
твоя профессиональная
Траектория
Ректоры ведущих вузов страны ответили на вопросы школьников на форуме «ПроеКТОриЯ»

13 декабря на Всероссийском форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» прошел Ректорский час. Школьники из различных регионов России смогли напрямую пообщаться с руководителями ведущих вузов страны.

На вопросы ребят ответили ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Анатольевна Черникова, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Николаевич Стриханов, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Андрей Иванович Рудской, ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Петр Витальевич Глыбочко, ректор Томского государственного университета Эдуард Владимирович Галажинский, ректор Московского технического университета связи и информатики Сергей Дмитриевич Ерохин, ректор Московского политехнического университета Владимир Владимирович Миклушевский и ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Николаевич Иванченко.

Много вопросов касалось направлений подготовки, которые будут актуальны в будущем. По мнению Алевтины Анатольевны Черниковой (НИТУ «МИСиС»), самые перспективные профессии связаны с металлургией и новыми материалами.

«Нашему университету в этом году 100 лет, и традиционно наши приоритетные направления – это металлургия и горное дело, которые будут востребованы и сегодня, и через пять-десять лет. Мы активно сейчас развиваем материаловедение, потому что материаловедение – это целый мир. Любые прорывные технологии будущего будут основаны именно на новых материалах. Это касается как промышленности, так и социальных сфер».

Отвечая на подобный вопрос, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Николаевич Стриханов перечислил профессии, которые, по его мнению, будут востребованы в будущем.

«Правильно сегодня говорили Президент и руководители крупных российских компаний, что сейчас наиболее востребованная деятельность должна быть на стыке направлений. Если взять наш университет, такими специальностями может быть, например, медицинский инженер. В клинике кроме врача нужен человек, который оптимизирует режимы действия высокотехнологичной аппаратуры, которая сейчас применяется. Второй пример – финансовый аналитик. У нас ядерный университет, но это базовое учебное заведение «Росфинмониторинга». Наши компьютерщики распутывают сложнейшие схемы отмывания денег, полученных не совсем законным или совсем незаконным путем. Еще одна специальность – структурный лингвист, который позволяет автоматически синтезировать различные языки с учетом оттенков, которые авторы в эти языки внедряют».

По мнению ректора Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петра Витальевича Глыбочко, ИТ-технологии также являются неотъемлемой частью будущего, и в медицине они особенно актуальны.

«Система здравоохранения – это система, которая очень динамично развивается и сегодня туда приходят все новые и новые технологии, которыми должны владеть наши будущие врачи. Очень важно, чтобы они владели этими технологиями уже на этапе подготовки в вузе. Мы создали систему электронного медицинского образования, которая дает нашим студентам возможность получить все навыки для того, чтобы быть практически подготовленными и завтра прийти в практическое здравоохранение. Информационные системы мы создаем сегодня и у себя в университетских клиниках. Для нас очень важно создавать большие базы данных, которые в дальнейшем могли бы использоваться в системе оказания медицинской помощи нашим пациентам. С учетом развития новых направлений у нас появились и новые специальности будущего, такие как ИТ-медик, сетевой врач, нанофармаколог и молекулярный диетолог».

У школьников, которым не удалось лично присутствовать на форуме “ПроеКТОриЯ”, был шанс обратиться к ректорам в онлайн-режиме. Таким образом Андрею Ивановичу Рудскому (СПбПУ) задали необычный вопрос: «По вашему мнению, не оторвано ли многомерное инженерное образование от культурного развития личности? Гёте сказал, что «Наука - это МЫ, а искусство - это Я». Не растворится ли личность в бушующем море научно-технического прогресса?». Андрей Иванович заявил, что хороший специалист любой отрасли сочетает в себе как технические, так и гуманитарные качества.

«Отвечу замечательными словами нашего гениального конструктора Владимира Григорьевича Шухова: «Русский инженер должен мыслить симфонически». В этом заключен глубокий смысл, потому что творчество, гуманитарное или техническое, всегда вносит элемент такого гуманитарного, вселенского характера. Это то достояние цивилизации, которым будут пользоваться многие поколения. Поэтому с самого основания нашего университета работает такая система: адаптация гуманитариев к инженерным дисциплинам и инженеров к гуманитарным, экономическим, юридическим дисциплинам. Современный командир производства, не обладая знаниями в области экономики, юриспруденции и культуры, не сможет управлять большими системами».

Ректор Московского технического университета связи и информатики Сергей Дмитриевич Ерохин также отметил, что мультидисциплинарность является ключевым качеством для специалиста будущего.

«Знания нужны всегда. Сейчас нет такого, чтобы освоить какую-то одну узкую трассу знаний, и потом по ней всю жизнь жить. Те же информационные технологии сами по себе теряют смысл, ведь когда разрабатывается программный продукт, он разрабатывается для чего-то. Например, в нашем университете сейчас активно проходят работы в области искусственного интеллекта – это сложная программа, которая реализует какую-то задачу, допустим, распознавание образов. Это делается для чего-то. Допустим, для постановки медицинского диагноза или анализа состояния оборудования. То есть знания в других отраслях нужны, и чем больше будет ваш багаж знаний, тем успешнее вы сможете реализоваться после завершения университета».

Ребята поинтересовались у Владимира Владимировича Миклушевского, какие олимпиады и конкурсы дают дополнительные баллы при поступлении в Московский политех.

«Я бы выделил конкурсы, которые плюсуются к тем Олимпиадам, проводимым в общероссийском масштабе. Это движение WorldSkills – у нас в университете девять направлений, на которых ребята, выигравшие в WorldSkills, могут продолжить обучение после школы. Также за особые достижения в «Проекториуме» мы даем ребятам дополнительные баллы. Больше конкретики вы найдете на сайте университета».

Старшеклассники, которые выбирают, в какой вуз поступать, попросили Эдуарда Владимировича Галажинского (ТГУ) перечислить преимущества региональных университетов перед московскими и петербургскими.

«На мой взгляд, регионы имеют некоторые несомненные преимущества. Во-первых, это компактность, весь город – это кампус университета. Во-вторых, в этих городах очень высокий уровень безопасности и мультикультурной толерантности. В-третьих, это индивидуализация. В региональных вузах, как правило, гораздо больше уделяют внимание каждому студенту. В-четвертых, дешевизна жизни. По сравнению со столицей, стоимость питания и проживания в разы меньше».

Ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Николаевич Иванченко отметил, что развивая новые направления подготовки, вузы помогают развивать и весь регион в целом.

«Сейчас вузы развивают те направления подготовки, которые приходят вместе с новыми технологиями и отраслями промышленности. У нас в городе Свободном строится космодром, у нас зашли нефте- и газоперерабатывающие предприятия, углехимия и нефтехимия, логистика… Это все требует развития, а через развитие направлений подготовки в вузах мы вас готовим к тому, чтобы вы работали на Дальнем Востоке».
Поделиться новостью: